Любой эхолот состоит из двух частей: непосредственно самого прибора, на который передается информация, и датчика. Рыбаки могут купить 3 вида эхолотов, главным критерием при их выборе становится тип установки:
- Транцевый вид установки. Датчики этой категории признаны самыми популярными и они монтируются на транце – кормовой части лодки.
- Внутри корпуса. Датчик крепится на дне лодки и сканирует дно через материал днища.
- Врезной тип. Как видно по названию, датчик врезается в материал днища. В зависимости от позиции прибора выделяют простой и наклонный датчик.
- В ситуации с простым врезным вариантом сигнал должен идти вертикально вниз.
- При монтаже врезного наклонного датчика его излучатель подвижен и может сканировать дно под углом до 12 градусов.
В зависимости выбранного вида датчика будут зависеть и нюансы его установки.
Особенности установки датчика эхолота на лодку
Рассмотрим правила установки разных сигналоуловителей.
Монтируем на транце
Датчики, предназначенные для крепления на транце, оснащены заводским креплением, которое состоит из нескольких частей: струбцины, кронштейна, крепления.
- Струбцину плотно прижимают к борту лодки. При наличии двигателя необходимо перенести датчик левее или правее. Это позволит исключить неудобства в маневрировании.
- Сонар жестко крепится к кронштейну и опускается на глубину.
- Кронштейн прикрепляют к струбцине при помощи болта.
Монтировать прибор нужно так, чтобы он был строго горизонтален (параллелен поверхности воды). Считается, что глубже прибор опущен тем лучше, но также следует помнить следующее: чем глубже сонар, тем больше сопротивление при передвижении плавсредства. Экран устройства при этом помещают на дне, на скамейке, а на резиновых лодках – на борту с помощью присосок.
Такая конструкция позволяет установить сигналоуловитель на лодках любого типа. Ее легко монтировать/демонтировать. Однако есть у транцевой установки и недостаток. Связан он с особенностями конструкции лодки. Кроме датчика эхолота, на кормовой части лодки устанавливается и гребной винт. В зоне его действия наблюдается постоянное движение выводы, образование пузырьков и завихрений. Именно в таких условиях работает сонар, поэтому при неправильной установке могут быть погрешности эхолокации. Чтобы исключить некорректную работу датчика, рекомендуют его устанавливать на транец плавсредств, длина которых не более 8 метров, а также левее или правее двигателя.
Бывалые рыбаки, которые имеют опыт использования эхолотов, советуют использовать заводские крепления. Конечно, есть ситуации, когда стоит прибегать к «чудесам инженерной мысли» и сделать крепежи самому, но они случаются крайне редко, например, при установке на нестандартную ПВХ-лодку, отсутствии транца, при несовместимости держателя и струбцины (купили отдельно, и они не подошли).
Приклеиваем датчик на днище лодки
Сразу отметим, что такой способ не подходит для металлических, деревянных лодок, а также для плавсредств из «сэндвича» (материала с воздушными полостями). Датчик через эти материалы будет работать некорректно. Сонар хорошо отправляет и принимает сигнал через пластик. Есть требования к датчику. Его мощность должна быть 1-4 Вт, а глубина эхолокации – в пределах 300-3000 метров.
Ко дну крепить прибора рекомендуется эпоксидными или полиэфирными смолами. Такие «народные» клеящие составы, как герметик и пластилин могут существенно повлиять на корректность работы и не обеспечивают должной надежности крепления.
Врезаем датчик в днище лодки
Для реализации врезного способа установки выбирают сонары с разным углом направления сигнала (от 0 до 12 градусов). В днище просверливается отверстие, в нее монтируются датчик, который будет контактировать с водой.
Перед покупкой нужно определиться с материалом прибора. Датчики из пластмассы не совместимы с деревянными лодками – дерево разбухает от влажности, оказывает сильное давление на пластик и тот может треснуть. Сонары из бронзы не устанавливают на алюминиевое дно – высок риск электрохимической коррозии.